10.12.2012

Культурный шок


Что такое культурный шок? Википедия пишет: "Культурный шок — эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом".
Во многих книгах и статьях, да что уж там, практически во всех книгах с статьях, посвященных эмиграции, пишут про этот самый шок. Причем, все так красочно описывают: рассказывают про иностранцев, переселившихся в другую страну и столкнувшисься с совершенно другой культурой, и как следствие, испытывающих культурный шок, который выражается в подавленном настроении, депрессии, замыкании в себе, ну и все в таком духе. В довершение, они так красочно описывают симптомы и последствия этого явления, что невольно начинаешь во все это верить. Так было и со мной.
Начитавшись подобной литературы, и вооружившись багажом знаний по избавлению от синдрома культурного шока, я переехала в Будапешт, терпеливо ожидая, что он, родимый,
случится со мной немедленно, чуть ли не в аэропорту при виде надписи на венгерском. (Ну, в книгах же писали!)
Главное, что занимало мой мысли во время двухчасового перелета - как я буду выводить себя из этого неприятного состояния: я продумывала план, стратегии и различные альтернативные подходы. Короче говоря, по к концу полета, у меня был готов отличный, как мне казалось, рецепт не только для избавления, НО, более того, для избежания этого неприятного явления. План изобиловал всевозможными трюками, наиважнейжим же был тот, утверждавший, что к выполнению данного плана нужно приступать немедленно не отходя от кассы по приезде, не дожидаясь получения багажа.
Кратко излагая мою тогдашнюю мысль, могу сказать, что я себе поставила задачу загрузить свой  мозг  как можно больше, чтобы у него не осталось времени  думать о каких-то там глупостях и  уныло страдать о доме. Поэтому я решила записаться во все секции и кружки, в которые только можно, а также бегать по утрам и есть здоровую пищу, а если  это не поможет, то иcпользовать тяжелую артиллерию, а точнее,  пойти на курсы венгерского языка - это бы уж точно помогло.
Но, на деле все оказалось совсем по-другому. Скажу откровенно, про свой план я забыла в тот же самый момент, когда нога моя сошла с трапа самолета. А голова тут же была уже занята совершенно другими мыслями:  как найти багаж, где поменять деньги, как выглядат люди, которые меня должны всречать. Так прошел первый вечер, закончившийся тем, что я замертво свалилась спать, едва доехав до своего новогогo места жительства.
А дальше началась совсем другая жизнь, полная новых знакомств, впечатлений и эмоций: новая работа, новые знакомые, новые места. Первые два месяца пролетели совсем незаметно, за которые я успела неплохо освоится на  работе, выучить десяток венгерских матерных слов, найти себе друзей и начать думать о переезде в другую квартиру. И сейчас, по прошествии двух лет, пpоменяв Будапешт на Любляну, и успев привыкнуть и к ней, я вспоминаю себя тогда, в самолете, напуганную неизвестностью ближайших лет и вероятостью впасть в длительную депрессию по причине культурного шока, я понимаю, что опасения были напрасны. Что я имею ввиду:
Существует ли культурный шок? Безусловно, да. По крайней мере, я встречала людей, которые и по прошествии нескольких лет не могли привыкнуть к другой стране и чувствовали себя совершенно отвратительно, а данные симптомы стопроцентно попадают под определение, данное Википедией. Вывод - у них был культурный шок.
Но в чем я еще уверена на сто процентов,  что причина его была не в новой стране, людях и чуждом менталитете - причина была в голове тех, кто его испытывал. И даже не так важен возраст. Встречаются и пожилые люди, без проблем меняющие место жительства. Я видела англичанина, переехавшего в Филиппинские джунгли и чувствующего себя отлично. Домой он явно не собирается.
Да можно приводит бесконечное количество примеров. Судя по своему собственному опыту, могу сказать, что если бы не было у меня каждодневной  восьмичасовой работы, не найди я тогда, по счастливому стечению обстоятельств, новых друзей, все равно я бы никакого шока не испытала. Да, наверное, жизнь моя была бы более унылой, но я бы не позволила себе впасть в безнадежную депрессию, и все равно нашла бы что-то, что бы меня отвлекло от неприятных мыслей.
 Главное, не то, что вокруг тебя, а то, как ты к этому относишься, и переезд в другую страну - не исключение, ведь, как говорят, умные люди: "От себя не убежишь".

В общем, сегодня у меня получился  слегка филосовско-нравоучительный пост.
Ботомлайн: у всех тех, кто страдает синдромом культурного шока, есть два отличных варианта: 1. Ехать домой и страдать там
2. Изменить свое отножение ко всему, что происходит вокруг и наконец-таки найти плюсы, они определенно существуют. Ну а чтобы уж гарантированно отвлечься, можно записаться на курсы венгерского языка :)



1 комментарий:

  1. Случайности неслучайны. Поэтому Вы сейчас находитесь там, где должны находиться. Удачи вам в поиске ответов на вопросы. А, вообще, просто живите!

    ОтветитьУдалить